СОЮЗ АССОЦИАЦИЙ КЛИНИЧЕСКИХ НЕЙРОФИЗИОЛОГОВ АЗИИ И ЕВРОПЫ
Председатель президиума Федерального исследовательского центра фундаментальной и трансляционной медицины (Новосибирск), академик РАН, профессор, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии СМ СССР, премии Правительства РФ, премии РАМН им. Н.И. Пирогова Марк Борисович Штарк рассказал о своих впечатлениях об участии в I Международном конгрессе по нейрофизиологии стран СНГ, ШОС, Европы и Азии, который проходил 3-6 октября 2018 года в Алматы.
- Марк Борисович, Вы имеете огромный опыт участия в научных мероприятиях различного масштаба. Оправдались ли Ваши ожидания? Оцените конгресс в плане перспективности этого проекта.
- Как участник большого числа международных научных конференций, съездов и симпозиумов самого высокого уровня, совершенно ответственно могу утверждать, что следующему, близкому по сути мероприятию, можно будет присвоить высшую категорию. Не скрою, что, на первый взгляд, размах намерений и охват территорий казались чрезмерными, однако все участники отметили полное соответствие мировому уровню по проблемному тренду и исполнению. Искренняя благодарность.
- Подробнее о географии стран-участников и их представительстве?
- Фактически были представлены все континенты и, что важно, удачно выбрана страна и город проведения конгресса. Алматы находится в удобном месте во всех отношениях: развитость инфраструктуры, известность страны, опыт проведения международных форумов значительного уровня, климат, гостиничный сервис, быт – очень хороший. Что касается представительства, то фактически были в гостях все крупные университеты, в которых работают известные в мире нейрофизиологи и нейрофизиологические лаборатории.
- Международный характер конференции требует максимального комфорта для зарубежных участников. Были ли трудности перевода, учитывая сложность тематики?
- На конгрессе изначально была заявлена двуязычность. Синхронный перевод работал отлично. Это несомненный плюс, особенно с одновременным бегущим одноязычным текстом и, особенно, для казахской аудитории. В общем, Казахстан показал вполне европезированную аудиторию. Мне кажется, более, чем остальные участники из СНГ.
- Что можете сказать о возрастном составе?
- Преимущественно молодежь, до 30. Это хотелось бы зафиксировать для следующего конгресса. Тогда можно будет влиять на развитие аудитории и формировать постоянный кластер. Что-то вроде «Алматинской школы». Все это будет работать на престиж. То есть нужно не забыть ни одного участника конгресса. Найти форму мониторинга его роста.
- Насколько широко были представлены новые технологии?
- Если говорить о нейровизуализационных, гибридных, их должно быть больше. Я увеличил бы число участников, занимающихся реал-таймом применительно к изучению мозга в томографе, т.е. когда кроме ЭЭГ регистрируется фМРТ-параметры. И поскольку биоуправление представлено было хорошо, можно будет сделать такой синтетический мастер-класс. Вообще, можно попытаться увеличить число сертифицированных воркшопов и сделать их платными. Участников предупреждать заранее. Что касается практической нейрофизиологии, она, конечно, не должна ограничиваться ЭЭГ-сегментом. Следует и на выставках, и на секциях практиковать расширенный нейрофизиологический ассортимент. Может быть, даже посвятить несколько заседаний отдельным нозологиям, в которых клиническая нейрофизиология занимает ведущую позицию.
- Каким Вы видите II Международный конгресс нейрофизиологов стран СНГ, ШОС, Европы и Азии? Ваши предложения.
-Ко второму конгрессу хотелось бы иметь развивающийся российско-казахстанский проект широкого нейрофизиологического профиля. Можно увеличить европейское представительство, прежде всего, Германию, Францию, Италию, если этот конгресс сохранит прежний проблемный тренд. Также я предложил бы больше (здесь их не было, мне кажется, вообще) лекций серьезных персон. И наконец, развлечения. Их могло бы быть больше. Казахстан – большая и красивая страна, и туристический компонент следует расширить: Астана, Караганда, Чимкент, где можно было бы провести выездные лекции.